МБОУ "СШ №14"
город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Школьная служба примирения (медиации)

    Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

    Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

    Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

    Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

    И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).

    Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

    Вы можете обратиться в кабинет педагога-психолога (кабинет №412), кабинет социального педагога (кабинет №102) или опустить заявку в ящик "Почта службы примирения". 

    Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.

    Зачем нужна медиация школе?

    Подростки и дети "группы риска" часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

    Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. 

    Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

    Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

    Зачем медиация нужна родителям?

    Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

    Зачем медиация нужна детям?

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и "жертва", может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    Цель службы школьной медиации - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций.

    Задачи:

    • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;
    • сократить количество правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними, в том числе и повторных;
    • обеспечить открытость в деятельности общеобразовательного учреждения в части защиты прав и интересов детей;
    • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные
    1 Проведение диагностики, анкетирования школьников на тему: "Разрешение конфликтных ситуаций в школе" Сентябрь Классные руководители
    2 Формирование и утверждение состава инициативной группы Октябрь Педагог-психолог
    3 Формирование запросов классных руководителей (обращения, беседы) В течение года

    Педагог-психолог

    Классные руководители

    4 Организация информационно – просветительских мероприятий по вопросам школьной медиации В течение года Педагог-психолог
    5 Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном родительском собрании 5-11 кл. Ноябрь – декабрь Администрация школы
    6 Выступление обучающихся, членов совета школьной медиации во всех классах с представлением работы службы Декабрь – февраль Члены ШСП
    7 Проведение восстановительных программ По мере необходимости Члены ШСП
    8 Сотрудничество с Советом профилактики школы В течение года Члены ШСП
    9 Обучение медиаторов восстановительным программам 3 четверть Руководитель ШСП
    10 Анкетирование учащихся 5 – 11 классов с целью изучения эффективности деятельности восстановительных программ Март – апрель

    Педагог-психолог

    Классные руководители

    11 Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений, дополнительного образования В течение года Члены ШСП
    12 Размещение информации о работе ШСП на школьном сайте. В течение года Члены ШСП
    С педагогами
    1 Информирование классных руководителей о возможности направления в службу конфликтующих обучающихся 1 раз в четверть Руководитель ШСП
    2 Информирование об итогах работы службы с целью привлечения внимания  и популяризации службы среди участников образовательного процесса 1 раз в четверть Руководитель ШСП
    С обучающимися
    1 Информирование сверстников (одноклассников) о сущности школьной службы примирения, наличии службы, медиаторах Сентябрь – октябрь

    Члены ШСП

    Классные руководители

    2 Информирование школьников о возможности обращения в службу в случаях конфликтных ситуаций с педагогами, друг с другом

    Члены ШСП

    Классные руководители

    3 Урегулирование конфликтных ситуаций по факту обращения В течение года Обученный медиатор
    4 Обучение членов школьной службы примирения  элементам восстановительного подхода (2 группа) В течение года

    Руководитель ШСП

    С родителями
    1 Информирование родителей о возможности направления в службу конфликтующих обучающихся 1 раз в четверть Руководитель ШСП
    2 Урегулирование конфликтных ситуаций с участием родителей  по факту обращения По факту обращения Руководитель ШСП
    3 Проведение анализа медиабельности случая По факту обращения Руководитель ШСП

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie